Елизавета Лобанова

Елизавета Лобанова

Бриллиантовая свадьба — это любовь, победившая смерть

армянская свадьба

28 лет свадьбы

армянская свадьба

Армянские традиции и обычаи: семейные, свадебные

Армения является страной, которая первая в мире, еще в 301 году, приняла христианство в качестве государственной религии. С тех пор армянские народные традиции и обычаи, многие из которых являлись языческими и складывались на протяжении тысячелетий, пополнились церковными христианскими обрядами и ритуалами. И многие из них переплелись друг с другом, приобретая новый окрас. Церковь приняла и подкорректировала некоторые из языческих традиций. Сегодня жители современной Армении продолжают свято чтить большинство обычаев своего народа, считая их неотъемлемой частью своей культуры и истории.

Армения – страна традиций

Эта страна Закавказья расположена на перекрестке между Западом и Востоком, Европой и Азией. Она часто оказывалась на пути столкновений древнейших могучих держав, великих империй. Армянская земля не раз превращалась в арену боевых действий. Оставаясь верной своим традициям, языку и культуре, армяне смогли сохранить самобытность. Одним словом, именно традиции и обычаи армянского народа являются секретом его долголетия. Порой они принимают некий искусственный, демонстративный характер, однако, возвращаясь к ним вновь и вновь, жители страны оказывают уважение своим корням и сохраняют свою идентичность.

Традиции – главное богатство древних народов

Антропологи, изучая древние нации, пришли к выводу, что если представители того или иного этноса глубоко чувствуют свои корни, осознают причастность к данному народу, то они со временем не утрачивают своих обычаев и свято чтят традиции предков. Так и армяне: они живут, развиваются, адаптируются к новым реалиям, однако армянские традиции и обычаи, которые были сформированы на протяжении многих веков и даже тысячелетий их прародителями, остаются незыблемыми. Более того, представители этой древней нации считают их своим национальным достоянием и главным богатством, и им совершенно не важно, сопровождают эти ритуалы радостные события или печальные.

Главные армянские традиции и обычаи

Испокон веков для этого древнейшего христианского народа главными национальными ценностями считаются брак и семья, в которой главой остается муж, а слово старшего мужчины в роду является законом для всех его членов. Уважение к пожилым людям также является одной из основополагающих традиций армянского народа. В стране также культивируются родственные отношения, а соседи в скором времени становятся ближе некоторых родных: всегда помогают и поддерживают друг друга. Ну и самой большой традицией в Армении является гостеприимство. Человек, который переступил порог твоего дома, не может быть нежеланным гостем. В Армении никто не поймет выражения “незваный гость хуже татарина”. Для каждой семьи – дело чести с достоинством принять людей, пришедших в их дом, “уваживших их очаг”. Лучшее место за столом принадлежит гостю. И это традиция, которая передается из поколения в поколение.

Видоизменение семейных традиций

Далее в статье мы вам подробнее расскажем о взаимоотношениях между членами одного рода. В этой маленькой закавказской мононациональной стране армянские традиции и обычаи в семье продолжают оставаться неизменными, несмотря на то что сами армяне считают, что в их укладе многое изменилось, получив западный “окрас”. Так, например, сегодня большинство молодых семей стремятся жить отдельно от родителей, женщины также принимают активное участие в общественной жизни, стали более самостоятельными, а это означает, что они не в состоянии всецело посвящать себя семье. Кроме этого, сегодня армянки не желают рано выходить замуж, занимаются вопросами карьеры, и даже могут в зрелом возрасте родить ребенка вне брака.

Семейные традиции в современном армянском обществе

Жизнь меняется, и ничто не может оставаться незыблемым. Тем не менее есть армянские обычаи и традиции, которые актуальны даже в современной Республике Армения. По-прежнему главой семьи здесь является муж, однако если семья состоит из нескольких поколений, то у старшей женщины есть широкие права, и она подотчетна только своему супругу, а ее сыновья и их жены должны беспрекословно подчиняться ей. В идеале все это делается с любовью и уважением, однако известно немало случаев, когда молодые невесты встают на защиту своих прав в семье и во избежание серьезного конфликта их мужья бывают вынуждены отделиться от родительского дома.

Место зятя в армянском доме

Армянские семейные традиции и обычаи, как правило, отрицают возможность проживания молодой семьи с родителями жены, то есть с тещей и тестем. Есть даже пренебрежительное прозвище — “домашний зять”, которым нарекают молодых мужчин, которые после женитьбы перебираются в отчий дом своей супруги. Однако и этот обычай сегодня часто нарушается, ведь порой городские девушки выходят замуж за приехавших из областей провинциалов, у которых, как правило, нет собственного жилья. Естественно, молодая супруга не желает ехать за тридевять земель в дом родителей мужа, и новобрачные остаются жить в доме жены.

Погребальные обычаи

Практически у всех народов мира есть особые ритуалы, которые придают торжественности процессу погребения человека. Все обычаи и традиции армянского народа кратко сложно описать, особенно когда это касается самых печальных моментов нашей жизни — прощания с близким человеком. При этом, будучи христианами, армяне соблюдают все церковные обряды. То есть усопшего отпевают либо в церкви, либо в его доме в присутствии всех близких и знакомых. При этом на панихиду приходят не только люди, лично знавшие усопшего, но и друзья, знакомые и коллеги членов его семьи.

Похоронная церемония

В день похорон приглашается священник, который вновь отпевает усопшего и вместе с похоронной процессией отправляется на кладбище. В Армении есть области, в которых женщинам не разрешается в день похорон идти на погост. По возвращении домой участников похорон ждет обильный стол. Люди едят и, не чокаясь, пьют за упокой души усопшего. На следующий день в доме собирается группа близких людей и вновь отправляется на кладбище, а затем собирается за накрытым столом, вновь поминая покойника. Поминальные обряды также устраиваются на седьмой и сороковой дни и в годовщину печального события, а также на церковные праздники: на Рождество, Пасху, Праздник Святого Креста и т. д. На протяжении 40 дней мужчины (ближайшие родственники усопшего) не бреют бороды, а женщины носят траур.

Армянская свадьба: традиции и обычаи

Прежде чем рассказать о том, как происходит традиционная церемония венчания в Армении, хочется описать подробности процесса сватовства. Ну, во-первых, начнем с того, что еще полвека назад в данном вопросе Армения была более традиционной. Были времена, когда женихи и невесты видели друг друга только в день сватовства или даже обручения. То есть выходили замуж и женились «вслепую». Нынче это редкость даже в самой глухой деревне. Сегодня девушки и парни сначала знакомятся, влюбляются, встречаются, затем знакомятся с родителями друг друга, потом уже происходят традиционные сватовство, обручение и, наконец, венчание. И все это — дань национальному, хотя сегодня от этих традиций осталось одно только название. А все эти мероприятия настолько модифицированы, что в них сложно углядеть даже отголоски прошлого.

Женщина и ее место в армянском обществе

В современной Армении, несмотря на все изменения, армянские обычаи и традиции для девушек намного более строги, чем для мужчин. Так, например, представительницам прекрасного пола не подобает знакомиться на улице с парнями. Именно этому учат своих дочерей матери едва ли не с детства. Однако сегодня молодежь умудряется знакомиться через социальные сети, общаются онлайн, а через какое-то время парни просят пассию о встрече.

Сватовство

Наверняка многих интересует, как проходит армянская свадьба. Традиции и обычаи в современном обществе в основном утратили свою актуальность, хотя есть семьи, которые ратуют за возрождение национального и всячески стремятся придерживаться правил и канонов, которые были созданы тысячелетия назад. Итак, первым этапом в этом процессе является сватовство. В старину, когда люди жили в небольших городках и селах, и все знали друг друга, этот процесс доверяли посреднице – общей знакомой для двух семей. Однако сегодня этот этап полностью выпал из череды предсвадебных мероприятий. На сватовство не принято идти большой компанией. В группу сватов входят мать, отец, дедушки-бабушки, старший брат или сестра жениха. Они берут с собой конфеты, армянский коньяк, букет цветов и золотое колечко для невесты (но не обручальное). Родители девушки встречают их сдержанно. На столе не должно быть никаких угощений. Какое-то время идут переговоры, стороны знакомятся друг с другом. Исход этой беседы может быть самым неожиданным: либо отец невесты будет согласен отдать свою дочь за данного парня, либо нет. В первом случае в “переговорную” комнату приглашается девушка, и отец спрашивает её, согласна ли она выйти за этого молодого человека замуж. Девушка, как правило, отвечает легким кивком – либо отрицанием, либо согласием. В первом случае жених подходит к ней и надевает на безымянный палец ее левой руки кольцо, затем на стол выносятся рюмки и откупориваются две бутылки коньяка. В каждую из рюмок наливается немного из каждой бутылки. Сначала чокаются отцы, а потом все остальные. Затем следует угощение. В случае отказа сваты уходят, даже не увидев девушку и не спросив ее согласия.

Армянские свадебные традиции и обычаи очень интересны. После сватовства следует обряд обручения. Главным организатором этого мероприятия является сторона невесты. Семья девушки накрывает столы (сегодня это делается в ресторане), приглашаются родственники. Сторона жениха готовит корзины с дарами. Каждая из приглашенных женщин приходит со своим подарком, помещенным в корзину с фруктами, конфетами и напитками. Естественно, для невесты готовят букеты, торт, ну и, конечно, кольцо, уже обручальное.

Если вы желаете увидеть, что собой представляют самые настоящие армянские традиции и обычаи (фото с некоторых мероприятий есть в статье), то лучше отправиться куда-нибудь в провинцию. В городе, особенно в столице, молодежь тяготеет ко всему инородному, и армянская свадьба превращается в настоящий микс традиционно армянской, европейской, а иногда, как бы абсурдно это ни звучало, арабской.

Кто такой кавор?

На армянской свадьбе главным человеком является кавор (посаженный отец). Утром, перед тем как отравится за невестой жених, его отец и несколько их близких родственников и друзей идут за кавором и его женой – “каворкин” – в его дом, конечно же, не с пустыми руками. После небольшого застолья свадебная процессия отправляется в дом невесты. Кстати, мать жениха остается дома, чтобы подобающим образом встретить молодых.

В доме у невесты: обряд свадебного платья

В корзину укладывают подарки для невесты (иногда платье) и несколько атрибутов: туфли (обязательно), фата, духи, косметика, сумочка, букет и т. д. Согласно древнему обычаю, после прихода сватов все женщины собирались в девичьей комнате и наряжали невесту, напевая обрядовые песенки. Молодая должна была нарядиться во все новое, купленное женихом. В процессе этого куда-то исчезала одна из ее туфелек, причем ее должна была “украсть” одна из родственниц невесты. Каворкин должна заплатить выкуп за возвращение туфли. Фату надевают, трижды перекрутив ее вокруг головы невесты. Затем в комнату приглашается жених, и он, приподняв фату с лица невесты, целует ее и выводит к гостям. Однако здесь их ждет еще одно препятствие. Путь им преграждает брат невесты с мечом в руках и тоже требует выкуп. На этот раз приходится раскошелиться жениху.

После небольшого застолья в доме невесты молодые и свадебный кортеж отправляются в церковь, где совершается обряд венчания. После этого молодожены отправляются в дом жениха, где их с лавашами и медом встречает мать жениха. Она набрасывает лаваш на плечи жениха и невесты и дает им по ложке меда.

Это знак того, чтобы они жили в мире и согласии. Затем новобрачная должна сломать каблуком тарелку перед входом в дом своего новоиспеченного мужа. После этого начинается долгое застолье, во время которого невесту задаривают золотыми подарками. Последний этап – танец невесты, после которого молодые удаляются из зала, но свадьба продолжается.

В качестве заключения

Свадебные армянские традиции и обычаи очень богаты, самобытны и чрезвычайно интересны, и каждая область имеет свои особенности, однако их невозможно описать в двух словах. Более подробно о них мы расскажем в следующий раз.

Традиции армянской свадьбы

Культура армянского народа богата традициями и обычаями, передаваемыми от поколения к поколению в течение многих сотен лет. К сожалению, у многих народов современность стирает интересные обычаи, вносит в них свои коррективы, однако армянские традиции так прочно укоренились в сознании народа, что сохраняются и сейчас практически в неизменном виде. Армянская свадьба является тому ярким примером, ведь она проводится с соблюдением всех ритуалов, которые существовали еще много веков назад.

Выбор невесты

Согласно древней армянской традиции, выбором невесты для сына занимались его родители, причем основным инициатором в этом важном деле выступала мать. Выбрав подходящую по ее мнению девушку, она советуется с мужем и многочисленными родственниками.

Девушка непременно должна отличаться скромностью и трудолюбием, быть пригодной по состоянию здоровья для продолжения рода, внешним данным будущей невестки особого внимания не придавалось.

В наше время ситуация несколько изменилась, и родители стремятся сделать так, чтобы юноша смог увидеть предполагаемую невесту под каким-нибудь благовидным предлогом. И все же часто выбор остается за родственниками, которые, определившись, начинают вести переговоры с родителями девушки, и отказ может навсегда рассорить семьи между собой.

Посредница

Когда подходящая девушка найдена, родители молодого человека просят одну из родственниц стать их посредницей для проведения переговоров с матерью будущей невестки, чтобы та в свою очередь заручилась согласием мужа на свадьбу дочери.

Прежде всего, мать девушки должна посоветоваться со своим братом. Задача посредницы состоит в том, чтобы окольными путями узнать о намерениях семьи девушки, и только поняв, что они в принципе не против, к ним с официальным визитом засылают сватов. Этому обычаю до сей поры следуют многие армянские семьи, особенно это касается жителей сельской местности, которые более подвержены соблюдению древних традиций.

Сватовство

Обычай посылать сватов сохраняется в армянской культуре и на современном этапе, ему придается особенное значение. Спустя некоторое время после успешных действий посредницы, в дом будущей невесты засылаются сваты, в число которых входят близкие родственники мужского пола, с ними отправляется и посредница, а в некоторых случаях мать юноши.

Разговор с будущими родственниками начинается издалека, затем в форме иносказания гости сообщают хозяевам о цели своего визита, что они пришли, чтобы взять из этого дома цветок или золу. Встречаются и другие варианты.

Родителям невесты не следует сразу явно показывать свое согласие на свадьбу, поскольку это считается дурным тоном. Если отец девушки не против, он традиционно просит дать ему некоторое время для раздумий и принятия решения. О своем согласии он тоже сообщает в иносказательной форме. Мать девушки по традиции накрывает стол, и будущие родственники закрепляют достигнутое соглашение коньяком или водкой.

Армянская свадьба немыслима без помолвки. Когда все необходимые условности соблюдены и во время сватовства между будущими родственниками достигнута договоренность, назначается дата помолвки, во время которой планируется обручение молодых. Это событие планируется провести в доме невесты, оно требует предварительной подготовки и соблюдения определенной последовательности событий.

В доме происходит сбор родственников обеих сторон, они приносят презенты для невесты. Отцу жениха к событию полагается убить барана или теленка. Мать невесты накрывает богатый стол, за который усаживаются представители обоих семейств и их родственники.

Жених торжественно вручает кольцо своей нареченной, гости желают молодым счастья и поднимают за них бокалы. Молодой человек обещает будущей невесте сделать все, чтобы она была счастливой. Девушке полагается поблагодарить его, молча, и передать отцу свой бокал с вином. Гости вручают девушке приготовленные для нее подарки, а когда застолье близится к концу, родителями оговаривается конкретная дата свадьбы.

Кража невесты

Еще одним интересным, но неприемлемым с точки зрения современности обычаем, является кража невесты. Эта традиция, к огромному сожалению многих армянских девушек, существует до сих пор. Парень может украсть понравившуюся ему девушку с намерением жениться на ней вопреки ее желанию и воле родителей. Он подкарауливает ее, увозит, а потом связывается с ее родными и требует выдать ее за него. За время невольного плена с ней обращаются весьма уважительно, но родственникам все равно приходится давать согласие на свадьбу, так как ее репутация уже считается небезупречной. Вряд ли у нее будет новый шанс устроить свою жизнь с кем-то другим.

Свадебное торжество

Традиция праздновать свадьбу три дня сохранилась и в настоящее время, хотя раньше оно могло затянуться и на неделю, если это позволял материальный достаток семей молодоженов.
Сценарий армянской свадьбы требует соблюдения целого ряда обрядов. Например, жених и невеста должны непременно искупаться перед церемонией, что являлось символом очищения перед вступлением в брак. Купание молодого человека происходило в хлеву, ему помогали его дружки, а невеста купалась у себя дома при помощи подруг. Этот торжественный ритуал сопровождался пением и танцами.

После свадьбы

После отшумевшей свадьбы также требуется соблюдать некоторые обычаи и обряды.

Для армян целомудрие девушки до сих пор имеет огромное значение, поэтому традиция удостоверения невинности девушки сохранилась до наших дней. Утром к новобрачной наведываются родственницы и поздравляют ее, принося в дар яблоко с вставленными в него серебряными монетами. Ее мать, в случае подтверждения невинности дочери, принимает поздравления и получает в дар свежую куриную тушку, корзину красных яблок, красное вино или коньяк, украшенный красной лентой.

Армянские свадебные обычаи рекомендуют приданое невесты перевозить в дом ее мужа после завершения свадебных торжеств.
Первый визит тещи к дочери и зятю мог состояться лишь через неделю после свадебных торжеств и должен быть приурочен к мытью головы молодой жены. Мать приносила дочери ее платья и другую одежду, гигиенические принадлежности в виде мыла, расчески и полотенца и помогала ей помыть голову. В старину требовалось неукоснительное соблюдение этого обычая, и мать с дочерью не могли видеться раньше положенного срока, сейчас же он стал чисто символическим.

Запреты и ограничения

Традиционно в Армении существуют некоторые запреты и ограничения, связанные с заключением брака. Некоторые из них строго соблюдаются и в наши дни:

Брак обязательно должен заключаться по старшинству: младшему брату не положено жениться, пока не обзаведется семьей старший.Заключение браков между родственниками, даже дальними, категорически запрещалось.Два родных брата не имели права жениться на двух родных сестрах. Согласно армянским обычаям, дети, которых усыновили, также признавались кровными родственниками, следовательно, запреты касались и их. На кумовьев и даже их потомков также распространялось данное правило.

Брак армянина с мусульманкой подвергался осуждению. Невесту следовало выбирать среди жительниц окрестных сел или городов. В брак армянин должен был вступать не более трех раз, причем третий брак мог быть заключен исключительно с вдовой. Конечно, случаи нарушений армянами устоявшихся традиций существовали, но все они подвергались общественному осуждению.Ранние браки в Армении считались нормой: девушку полагали готовой к семейной жизни с 12 лет, юношу – с 14. 17-летняя незамужняя девушка считалась старой девой.

Армянские свадебные обычаи, не смотря на их своеобразие и яркий национальный колорит, во многом схожи с русскими. Конечно, в России традиции менее сильны, и чаще всего можно встретить лишь сватовство (причем проводится оно более формально, с целью знакомства родителей и планирования свадьбы) и выкуп невесты. В Армении же большинство обычаев сохранено в неизменном виде и свадьбы проводятся с неукоснительным их соблюдением.

Как проходит армянская свадьба – обычаи и традиции

Армянская свадьба…. Что может быть краше и масштабнее, чем этот великий праздник, наполненный положительными эмоциями, весельем и множеством национальных обрядов и обычаев? Армяне с давних лет свято чтят свои традиции и искренне верят, что их соблюдение приносит рождающейся семье счастье и благополучие.

На торжество приглашается всегда много народа: от самых близких до самых дальних родственников. Вам будут рады, даже если Вы едва знаете жениха и невесту. Те, кто хоть однажды имел возможность побывать на «армянски свадьба», без сомнения согласятся, что более веселого и запоминающегося бракосочетания они не видели. Армяне – дружный и миролюбивый народ, который с огромным уважением относится к процессу создания семьи и рождения детей.

Как проходит сватовство и помолвка

У армян право на выбор невесты принадлежит родителям жениха, а если точнее, то его матери. Женщина с большим энтузиазмом относится к поиску подходящей пары для своего сына, учитывая при этом не только происхождение девушки, но и ее здоровье, трудолюбие и образованность. К внешним критериям оценки особых требований не имеется.

Первый обязательный обряд – это смотрины невесты. Проводят его с той целью, чтобы молодожены имели возможность видеться до свадьбы. Для этого будущий жених со своей близкой родственницей делает визит в дом невесты, при этом угощая сладостями мать или сестер девушки. Через день сладости раздаются соседским детям.

Чтобы торжество прошло организованно, проводится обряд под названием «кьясум трел». Во время него кавор и отец жениха оговаривают все расходы на праздник, количество людей, меню и т.п. Далее идет этап активной подготовки, который включает в себя, в первую очередь, договоренность о дате венчания в церкви.

Также обсуждаются вопросы, касающиеся количества гостей. Выбирается место проведения торжества и составляется свадебная программа.

Проведение армянской свадьбы

В Армении свадьба без венчания не признается, поэтому эта церемония является обязательной для молодой пары. Очень важно, чтобы во время процесса между молодоженами никто не прошел.

А жених в это время должен был ножом сделать надрез на шее быка, после чего положить нож в карман. Свежей кровью кавор смазывал жениху лоб. Мать парня должна была взять нить и смочить ее в этой крови. Нить хранилась до брачной ночи.

Такой необычный ритуал ассоциируется у армян с деторождением, поскольку бык сам по себе служит символом плодородия. Новобрачных в доме будущего супруга, встречает свекровь. Она дает жениху и невесте по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые проходят в дом, их обсыпают изюмом и цветами из корзин. Такой обычай дарит молодым благополучную и мирную жизнь.

В доме у невесты проходит большое застолье, произносятся тосты, звучит музыка.

Но музыкальное сопровождение имеет грустный мотив, поскольку родители девушки опечалены тем, что их уже взрослая дочь покидает родной дом. По окончании застолья жених и невеста танцуют танец. В конце танца отец девушки соединяет руки молодых и благословляет пару.

После этого все возвращаются в дом жениха, где и происходит большая часть всего праздника в честь рождения молодой семьи. Брат невесты пытается помешать паре покинуть дом, тем самым проявляя протест и желая, чтобы сестра осталась в этом доме.

Кавор договаривается с братом и дает ему выкуп за невесту. Сказать однозначно, что свадебные традиции народа принадлежат только армянам, нельзя, потому как их праздничные обряды смешаны с обрядами других народов. Стоит отметить, что застолье у армян начиналось с тостов, которые почитали память усопших родственников. После этого только можно было поздравлять молодых и провозглашать тосты в их честь.

По старым обычаям невесте за столом место не предоставлялось, она стояла в углу за красивой занавеской, в окружении большого количества оберегов и амулетов.

Сейчас, конечно, свадьба проходит более цивилизованно, и невеста сидит за свадебным столом рядом со своим новоиспеченным супругом.

Праздник сопровождался веселыми песнями и танцами. Гости в процессе празднования одаривали молодых подарками и деньгами. Гости, которые представляли сторону жениха, веселились от души, выражая тем самым радость от того, что их жениху попалась такая замечательная невеста.

Родственники невесты вели себя более сдержанно, поскольку они испытывали печаль и им было горько, поскольку невеста покидает отчий дом. Современные армянские традиции уже мало чем отличаются от тех, к которым привыкли мы. Но все же некоторые обряды сохранялись и передаются из поколения в поколение.

На торжество приглашается опытный тамада, который хорошо разбирается в национальных традициях.

После свадьбы

После окончания праздничного дня молодым и их родственникам предстояло провести еще ряд обрядов и ритуалов. Одной из наиболее ярких традиций считается прощание с домом.

В последний день свадьбы невеста переезжала в дом к своему теперь уже мужу. Этот день проходил также в присутствии гостей. Отец девушки выводил свою дочь из дома, при этом держа ее за руку, и передавал отцу жениха. Данный процесс сопровождался грустной музыкой.

При этом девушка говорила слова благодарности родителям и целовала им руки. Первая брачная ночь супружеской пары проходила в доме, где никого не было. При этом тайно лишь могли «подслушивать» у дверей подружки молодой. Кричать в этом доме в эту ночь ни в коем случае нельзя. Родственники уходили ночевать к соседям. Утром молодой парень испытывал стеснение от того, что произошло, и убегал к кому-то из друзей.

Вечером же родственники шли за ним и приводили домой.

Парень целовал руки родителям и при этом по-прежнему испытывал стыд и стеснение. Стоит отметить, что для армян очень важна невинность девушки до брака.

Чтобы доказать свою «чистоту», девушка должна была продемонстрировать родственницам жениха простынь с кровавым пятном. После этого соседи и родные могли быть уверены в целомудренности девушки. В знак уважения невесте дарили яблоки и серебряные монеты, а ее матери вручалась курица и вино.

После того, как брачная ночь признается удачной, в воздухе звучат выстрелы, которые оповещали всех о хорошем начале семейной жизни. Бывали случаи, что девушка не могла похвастаться своей невинностью, в такой ситуации ее сажали на осла, при этом спиной вперед. В таком странном положении она должна была проехаться по главной улице в деревне.

До сегодняшнего дня сохранился старинный обычай, который армяне чтут и не забывают.

Суть состоит в том, что после основного празднования свадьбы начинается «разжигание костров». Молодые парни и девушки, которые еще не обременены брачными узами, прыгают через пламя огня.

Мать невесты могла прийти в дом зятя и дочери лишь через неделю после того, как свадебные гуляния закончатся. При этом женщина приносила с собой одежду дочери, мыло, расческу и полотенце. Далее молодая супруга мыла голову, а мать ей в этом помогала.

Ранее этот обычай был обязательным и беспрекословно выполнялся, сейчас же он практически изжил себя и не практикуется. Несмотря на большую значимость брака в жизни армян, все же существует ряд запретов, которые имеют отношение к свадебному торжеству.

К примеру, заключение брака между армянином и мусульманкой не приветствовалось и осуждалось. Еще один запрет связан с тем, что армянин имеет право скреплять брачные узы лишь трижды, притом третий раз ему разрешено жениться лишь на вдове.

Между кровными родственниками брак запрещен.

В этом видео показана армянская свадьба:

Армянская свадьба отличается от любой другой своим грандиозным колоритом и невероятно шикарной праздничной атмосферой. Разнообразие обычаев и традиций придает торжеству особой значимости. Веселые танцы, музыка дарят всем гостям без исключения море позитива и радости. А какие замечательные и красочные фото остаются на память молодоженам. Не правда ли, этот праздник стоит того, чтобы хоть раз на нем поприсутствовать в качестве гостя.

Современные армянские свадебные традиции. Фото свадебных обрядов

Армянская свадьба ассоциируется с веселым шумом и многолюдным торжеством.

Действительно, вне зависимости от страны проживания, социального статуса, уровня обеспеченности армяне всего мира стремятся сохранить свадебные традиции своего народа. Конечно, время привносит изменения в некоторые армянские традиционные обряды, таких как ритуальное закалывание быка для свадебного стола — оно невозможно в крупных мегаполисах, но армянская свадьба всё равно остается одним из самых веселых праздников.

Свадебный цикл у армянского народа

Вообще ранее свадьба в Армении была очень долго готовящимся событием, очень ответственным событием. К созданию молодой семьи родители мальчиков и девочек начинали готовиться буквально с рождения своих детей.

Именно в Армении такая традиция, как сговор родителей о свадьбе, имела место быть. Сейчас, конечно же, традиция упростилась и не всегда между родителями молодых происходит сговор, все чаще молодые выбирают пару себе сами.

В древности армяне очень тщательно следили за тем, чтобы брачными узами связывали себя только те люди, кому можно. Нельзя было жениться кровным родственникам до седьмого колена.

Причём кровным родственниками считались и приемные дети, и кумовья, и молочные дети. Зачастую в провинциях и сейчас ещё следят за родословной для того, чтобы родство не повторилось.

Но вообще сейчас запрещены браки только между кровными братьями и сестрами. Запрещались браки между представителями разных вероисповеданий. Особенно осуждали браки между православными армянами и мусульманами.

Невесту выбирали соответственно статусу семьи, то есть богатые, зажиточные армяне выбирали невесту своему сыну из такой же семьи.

«Нестатусные» браки осуждались. Ранее старались соединить брачными узами молодых, проживающих примерно в одной территории — из близлежащих сел, городов. Сейчас эта традиция совсем не соблюдается.

Это объяснялось тем, что молодой муж должен был содержать свою семью самостоятельно. Принять помощь от родителей либо каких-то родственников считалось позором. Такого мужчину осуждали и позорили.

Армянская свадьба состоит из нескольких ритуалов. Это сватовство, сговор, обручение и собственно свадебные ритуалы.

Сватовство, сговор и помолвка

Зачастую сватовство в древности проводилось еще между только что рожденными детьми. Испокон веков в Армении выбирают именно невесту.

Выбор невесты проводит мать жениха. Именно она оценивает свою будущую невестку. Очень ценятся здоровье, трудолюбие, скромный и терпеливый характер.

Выбрав невестку, она советовалась со своим родным братом, с мужем, а после с другими родственниками. Если же ее выбор никем не осуждался, то тогда выбирали из родственниц жениха сваху и процессия с подарками для будущей невесты двигалась к ней в дом.

В армянской свадебной традиции было заведено не соглашаться сразу же отдавать свою дочь замуж, потому сваты наведывались к невесте минимум еще один раз.

Сваты не торопились делать предложение, разговаривали с семьей невесты о том о сём, о погоде и о политике; и в иносказательной форме делали предложение.

Например: » Мы хотим, чтобы ваша горлица перелетела в наш дом». Позднее точно также иносказательно отец невесты даст ответ сватам.

Если сватали совсем еще маленькую девочку — даже в двадцатом веке бытовало ещё «люлечное венчание», то на люльку вешали подаренный родственниками жениха слиток золота или серебра.

Традиция такого раннего сговора существовала в Армении очень долго. Прекратилась она только в связи с тем, что святая церковь запретила священникам проводить такое венчание — между несовершеннолетними детьми.

Если священник всё же проводил такое венчание, то его наказывали. Сейчас, конечно же, нигде уже не «сговаривают» маленьких детей.

После сговора проводилась собственно сама помолвка, на которой жених и невеста обменивались кольцами. Невесте преподносили украшения в подарок. Застолье начиналось в доме жениха, а затем со сладостями, фруктами и вином вся процессия направлялась в дом невесты и продолжалась там.

Каворкин — это практически духовный руководитель семьи, он будет крестить будущих детей молодоженов.

Каворкин должен духовно не только просвещать эту семью, он должен вникать во все проблемы молодых , причём с доброго своего пожелания, он должен быть всегда стеной для молодой семьи.

Без него в Армении свадьбы не бывает. Раньше каворкин должен был обеспечить и костюм жениха, и костюм невесты на свадьбу. У крестного было очень много обязанностей: подарки, золото, вся организация свадьбы.

Сейчас эта традиция уже несколько смягчилась , но стараются в общих чертах ее придерживаться.

Есть и продолжение этой традиции — ответный шаг кавору. Сразу после свадьбы жених и невеста, уже будучи мужем и женой, приезжают к кавору домой с богатыми подарками, говорят ему спасибо.

Во время помолвки невесту одаривали подарками — как правило, это были золотые украшения — и молодые обменивались кольцами.

Если сговор и помолвка проведены, то свадьбы, как правило, уже не расстраивались. Даже если до свадьбы должно было пройти еще 10 лет. Ранее было принято после помолвки не встречаться жениху и невесте — максимум один раз в сопровождении каворкин. Сейчас, конечно же, эта традиция совсем не сохранилась .

Если помолвка по какой-либо причине в древности расторгалась, то обе семьи считались опозорены.

Большой промежуток времени между помолвкой и свадьбой в древности объяснялся тем, что обрученные совсем еще дети — девочке на момент помолвки могло быть всего лишь два годика либо пять лет.

Конечно же, в таком случае свадьбы ждали столько времени, сколько требовалось, чтобы невеста подросла.

В Армении принято, чтобы невеста была младше жениха на несколько лет. Иногда разница в возрасте достигает 15 лет.

Собственно сама свадьба в Армении всегда очень многолюдна. В древности зачастую приглашенными на свадьбу могли быть все жители села.

Приходили даже не приглашённые — отдельно накрывали столы для неимущих. То есть 300 или 500 человек на свадьбе — это нормальное число гостей для празднования.

Сейчас свадьбы менее многолюдны. Однако всё же меньше 50 гостей не приглашают. Такие свадьбы считаются уже чересчур скромными.

Некоторые традиции и сейчас чтутся. К таковым относятся присутствие на свадьбе подруги невесты, и друга жениха — азаббаши. Он обязательно должен быть не женат, а подруга невесты — незамужняя.

Немалую роль на свадьбе играют и холостые товарищи жениха. Они составляют его свиту.

Ранее азаббаши обязательно держал меч, на котором красовались конфетки и красное яблоко и таким образом он сопровождал процессию с женихом и символизировал охрану этой семьи.

Вообще свита жениха в древности имела другой смысл. Поскольку армяне всегда жили в окружении недружественных для себя племен — курдов, турков, очень частой была кража невесты прямо из-под венца.

Поэтому жених отправлялся в дом невесты , окружённый вооружёнными молодыми людьми , зачастую свита достигала 50 человек. Для того, чтобы обеспечить безопасность для себя и своей невесты во время свадебной церемонии.

Со стороны невесты обязательно должна быть подружка на свадьбе. Она поддерживает невесту и помогает ей во всем. У подружки невесты в армянской свадебной традиции очень большие обязанности.

Еще во время подготовки к свадьбе подружка невесты должна принимать полное участие в организации свадьбы, ходить с невестой по магазинам, договариваться со всеми. На свадьбе она, соответственно, тоже постоянно будет рядом с невестой.

Раньше армянская свадьба отмечалась 3 дня минимум. Начинается она и в доме жениха и в доме невесты. В домах празднуют это событие, поют, танцуют, говорят тосты, выпивают за счастье молодых.

Потом свадебная процессия отправляется за невестой. На современных свадьбах мать жениха вместе со всеми едет за будущей невесткой, хотя в старину она ждала молодых дома.

Родственники жениха берут с собой специальное угощение, которое складывают в свадебные корзины. Интересна армянская традиция изготовления таросиков. Их тоже складывают в свадебные корзины.

Это красивые свадебные мешочки с нечетным количеством сладостей внутри. Крестные вместе с азабами — холостыми друзьями жениха — несут корзинки с подарками и отдельно — корзинку невесты, где вместе с подарками лежит свадебный наряд для невесты.

В доме невесты гостей встречают песнями и танцами. Девушки собираются в отдельной комнате, где одевают невесту во все свадебные одежды. В современное время, конечно же, невеста встречает гостей уже в свадебном платье.

Весь процесс сопровождается песнями и шутками. Например, подружка объявляет, что невеста выйти не может, так как у неё украли туфли. И только после денежного выкупа туфли невесты «находятся».

При выходе из дома младший брат невесты, обычно взяв в руки кинжал, не отпускает сестру и требует выкуп. После получения выкупа жених и невеста вместе со всеми родными едут в церковь, где проходит обряд венчания.

В армянской свадьбе официальная регистрация брака играет второстепенную роль. В некоторых армянских семьях и до сих пор регистрируют брак официально только после рождения первого ребенка. Если же детей в семье нет, то супруги так и живут без юридического оформления своего брака.

Ритуал венчания в Армении не меняется на протяжении многих уже столетий. И выглядит он примерно таким образом: в середине церкви, у алтаря стоят жених и невеста.

Слева от невесты стоит ее подружка , справа от жениха — его друг, а кавор со своей женой стоят позади молодых. Священник читает «Отче наш» на армянском языке, после чего освящает кольца и молодые обмениваются ими. Обручальные кольца носят в Армении на левой руке.

После венчания молодые едут в ресторан для празднования свадьбы. Раньше для продолжения свадьбы ехали в дом жениха. Их встречала мать жениха, торжественно возлагала лаваш на плечи молодоженов и угощала их медом.

На пороге дома были перевернутые тарелки, которые жених и невеста должны разбить. Их разбивают для того, чтобы отпугнуть злых духов ещё на пороге семейного очага и не впустить их в дом.

Отец жениха открывает праздник: говорит слова благодарности гостям, после чего слово передается крёстному, он тоже благодарит за честь быть крестным, после этого слово передается одному из центральных персонажей армянская свадьбы — тамаде. Раньше обязанности тамады брал на себя один из родственников или из друзей.

Раньше свадебные подарки были очень и очень богаты. Все подарки объявляли и демонстрировали для всех гостей, их рассматривали. Армянин готов последнюю копейку был отдать для счастья молодых.

Танцуют на празднике все: жених и невеста, старики и молодые, дети. На армянских свадьбах всегда звучат армянские песни и мелодии.

Интересным является тот факт, что на армянских свадьбах «Горько!» не кричат.

Послесвадебные обряды

Передача приданого невесты. Приданое сегодня уже не играет такую важную роль, как ранее, тогда это было материальным началом будущего хозяйства семьи.

Приданое перевозилось в дом жениха и рассматривалось всеми родственниками. Сегодня приданое может содержать символичное лишь постельное белье. Хотя некоторые родители дарят в качестве приданого машины или квартиры.

Обряд мытья головы невесты очень специфичен. Ровно через неделю после свадьбы впервые мать молодой жены приходила в гости к своей дочери и зятю.

Она приносила с собой повседневную одежду невесты, ее расчёску, полотенца и мыльные принадлежности и помогала ей мыть голову.

Этот обычай строго соблюдался: мать не видела дочь всю неделю до этого дня. Сейчас, конечно же, это символический визит в гости к молодым матери невесты.

Современные армянские свадьбы в России, Европе и по всему миру видоизменяются, упрощаются, но в целом отличаются соблюдением очень многих традиционных элементов.

Конечно же, в зависимости от страны проживания, привносится в армянскую свадебную традицию много новых элементов, например, проведение игр, конкурсов, бросание свадебного букета невесты, запуск голубей..

Армянская свадьба

Сделать стартовойДобавить в избранное
расширенный поиск
Мы армяне Гость номера Армянский бренд Это интересно Панармянские форумы Кулинарная Армения Вопросы и ответы
. От Карена Кочаряна: «. никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца — «. Наша сила в единстве. «
. За два столетия летопись острова и история армянских поселенцев настолько тесно переплелись между собой, что в пятидесятую годовщину независимости Сингапура символы армянского наследия небольшой общины были включены в праздничные мероприятия этой страны.
. Ашот Бегларян – помощник президента НКР, писатель, журналист, член союзов писателей Нагорного Карабаха и Армении
. Фамилии с окончанием на «. ян» встречаются при изучении истории гимна Москвы и СССР.
. Мы создали одну из первых независимых телекомпаний — «3-й канал». Мы стали делать передачи для телекомпаний «Armenia TV», «Ереван», «Кентрон», «Hay-TV», даже для лос-анжелесской компании «AAN» и др. Образовательные, познавательные, развлекательные, исторические, музыкальные, театральные и другие программы «3-го канала», затем «3-го вагона» и «3-го клуба» помнят и любят до сих пор.
Каждый армянин должен оставить после себя что-то армянское, если он считает себя армянином. Я, например, оцифровывая свои старые передачи, выкладываю их в Интернете, чтобы молодежь знала как жила Армения, чем она дышала и чем она должна дышать.
Никогда не забывайте слова нашего великого поэта Егише Чаренца — в русском переводе они звучат так: «Наша сила в единстве».

Дорогие читатели «Armenian Art Hall — искусство оставаться армянином»,

Сообщаем Вам, что вышел в свет очередной, СЕМИДЕСЯТЫЙ ТРЕТИЙ выпуск журнала

Армянская свадьба – старые и новые традиции
Это интересно

Испокон веков наши предки старались женить и выдать замуж своих детей как можно раньше. В брак вступали строго по старшинству — обычай запрещал младшим жениться или выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов:

— Категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а в некоторых областях Армении и до седьмого колена (счет родства велся от основателя азга, т.е. рода). Даже во второй половине XIX века браки внутри азга не допускались, поскольку его члены считались близкими родственниками.

— Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

— Строгим препятствием к браку было искусственное родство. Так, усыновленный гердастаном (гердастан – большие патриархальные семейные общины, объединявшие до 50 и более родственников нескольких поколений – прим.ред.) не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался ей близким родственником.

— Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства

— Брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума – кавора (крестный отец), кнкавора (крестная мать), но и между потомками кумовьев.

— Браки между армянами, приверженцами Армянской Апостольской Цекви и армянами-католиками были крайне редки.

— Браки армян с мусульманами резко осуждались.

Наряду с общими запретами в некоторых районах Армении брачный круг в старину ограничивался также территориально, т.е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Старая армянская поговорка гласит в таких случаях: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».

Браки у армян обычно заключались очень рано, девушкам, которых выдавали замуж, как правило, было 12-16 лет.
Девушка 17 лет и выше, по взгляду многих поселян, считается старой девой». Таких девушек называли таны мнацац («оставшаяся дома»). В то же время мужчины вступали в брак в основном не раньше 24 и не позже 28 лет. У ахалцихских армян для юношей был принят брачный возраст от 14 до 20 лет, а для девушек от 12 до 18 лет. В двадцать лет девушка считается уже перезрелой – апцац».

Муж, обычно, должен был быть старше жены на несколько лет. У ванских армян, например, была принята разница в возрасте не более 5-10 лет.

У армян еще в 60-70-е годы прошлого века, в первую очередь в селах, считалось, что для создания новой семьи достаточно ритуала традиционной свадьбы, без юридического оформления брака в ЗАГС-е. В таких семьях брак регистрировали только после рождения первого ребенка. Если же супруги оказывались бездетными, то они так и не оформляли свой брак юридически.

Свадебный цикл у армян состоял из предварительного этапа (сватовство, сговор, обручение), собственно свадьбы (обряд бракосочетания и переезд новобрачной в дом мужа) и обрядов послесвадебного цикла. Эта традиция сохранилась до наших дней, хотя и претерпела некоторые изменения.

По древнему армянскому обычаю невесту выбирали родители юноши, причем инициатива принадлежала матери. Остановив свой выбор на той или иной девушке, она предварительно совещалась с мужем и со своими родственниками. Затем они старались собрать интересующие их сведения о предполагаемой невесте и ее семье. Основное внимание обращали на скромность, трудолюбие и хорошее здоровье будущей невестки, при этом внешности не придавалось особого значения. «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была». В то же время внимательно присматривались к характеру родителей девушки, особенно матери; недаром говорилось: «Беря в жены дочь, посмотри на ее мать».

Выбрав невесту, родители юноши обращались к одной из своих родственниц, знавшей также и семью девушки, с просьбой быть посредницей (миджнорд кин) в переговорах с матерью их избранницы и уговорить ее получить согласие отца на замужество дочери.

Узнав о намерении жениха, мать девушки в первую очередь советовалась со своим родным братом.

Через несколько дней происходило основное сватовство. В дом родителей девушки отправлялись сваты (патвирак, т.е. «делегат») из числа близких родственников-мужчин по отцовской линии, с которыми шла посредница, а иногда и мать жениха.

Придя в дом родителей девушки, сваты начинали разговор о не относящихся к цели их прихода посторонних вещах – местных новостях, видах на урожай, здоровье и погоде. И только после этого приступали к главному. О цели визита, как того требует традиция, говорили иносказательно, например: «- Мы пришли, чтобы из вашего дома сорвать один цветок; — пришли, чтобы из вашего дома взять горсть земли; — пришли взять из вашего очага горсть золы, чтобы смешать ее с золой нашего очага; — пришли, чтобы от вашего светильника зажечь наш светильник; — пришли, чтобы ваш камень заложить в нашу стену» и т.п. – как видно вариантов было много

Прежде чем дать положительный ответ, отец девушки обязательно заручался согласием своего брата, сыновей и жены. А затем спрашивал дочь о ее согласии. Родители девушки и сегодня, согласно традиции, считают неприличным соглашаться на брак дочери с первого раза, и сватам приходится несколько раз приходить в дом своей избранницы спрашивать согласия.
Только после того как отец девушки объявлял о своем согласии, которое также нередко выражалось в иносказательной форме – например: «- Не будем спорить, платок наброшу на вашу руку; или — платок пусть будет ваш» и т.д., накрывался стол и выпивали по стакану принесенной сватами вина. Ранее сватов не полагалось угощать, поскольку считалось, что «если свату хлеба дать, нужно и дочь отдать».

В прошлом традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин («цена невесты», «цена головы»). В целом же брачный выкуп за невесту исчез в Армении в 20-е — начале 30-х годов XX века, и теперь о нем отчасти напоминает обычай одаривать невесту, что по-прежнему остается обязанностью близких родственников жениха.

Другим, гораздо менее распространенным был способ заключения брака путем похищения — ахчик пахцнел («умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т.е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. К похищению прибегали в основном из-за невозможности заплатить выкуп за невесту, из-за разницы социального положения семей юноши и девушки, из-за отказа со стороны родителей девушки.

У армян, в прошлом, как и у других народов Кавказа, был широко распространен сговор между родителями относительно обручения младенцев или малолетних детей, а иногда даже еще неродившихся детей. Особено частым было так называемое люлечное обручение (оророци ншанадрутьюн или оророци хаз). В знак свершения уговора отец мальчика делал на люльке девочки отметку, а иногда перекладину люльки трижды перевязывали хлопчатобумажными нитками, вешали на люльку кусочек серебра или золота, серебряную монету.

Однако эта традиция входила в противоречие с нормами армянской церкви. «Никто не вправе венчать детей, пока они не достигнут возраста, когда познают собственные желания. Священника, дерзнувшего венчать, лишить священнического сана и подвергнуть штрафу в пользу церкви в размере драхм», – гласит одна из статей средневекового судебника Мхитара Гоша.

С течением времени, однако, обычай «люлечного обручения» стал исчезать и к концу позапрошлого столетия пропал из обихода армян.

Наиболее важным обрядом предварительного этапа свадебного цикла было и есть обручение, или помолвка, — ншандрек, ншанадрутюн («поставить метку, знак»). О его дне, числе участников с обеих сторон, о посылаемой из дома жениха в дом невесты доле угощения договаривались во время специального визита отца юноши к родителям девушки. Сейчас день обручения чаше всего согласовывается уже во время сговора.

В назначенный для обручения день в доме жениха собираются близкие родственники, священник, кавор, а нередко и музыканты. Каждый из родствеников жениха приносит подарок невесте, главным образом украшение из золота, в меньшей степени из серебра. Раньше, в дом невесты посылалось угощение – мясо, напитки, сладости. Однако начиная с 60-х годов продукты в дом невесты, как правило, не посылают. Сторона невесты сегодня считает «неприличным» принимать их, поскольку сама в состоянии подготовить и накрыть богатый праздничный стол.

Центральной фигурой среди приглашенных в дом жениха по-прежнему бывает кавор (кум – крестный отец). К этому дню отец жениха должен зарезать барана или теленка и приготовить разнообразные напитки.

После небольшого застолья в доме жениха, где поднимают бокал за благополучное достижение намеченной цели, жених вместе с отцом, кавором и его женой, а также близкими родственниками, взяв с собой ншан – обручальный подарок невесте (обычно какое-нибудь украшение — кольцо, серьги, браслет, в основном из серебра) и несколько больших деревянных или медных подносов со сладостями, сухофруктами, головкой сахара, вином и водкой, в сопровождении музыкантов и молодежи (как правило, набирается 20-25 человек) отправляется в дом невесты, где и совершается обряд обручения..

Теперь обычно с ними идет и мать жениха, чего раньше не делалось. Процессия, с танцами и музыкой несет на подносах подарки, подняв их высоко над головой. Если невеста живет в этом же селе – идут пешком, если она из другого села, то к ней едут на машинах.

В доме невесты к приходу гостей готовятся заранее: накрывают стол, приглашают близких родственников. Невеста к приходу жениха удаляется в отдельную комнату.

Традиционно обряд обручения начинался праздничной трапезой, во время которой провозглашались заздравные тосты с пожеланием счастья и долгой совместной жизни молодым.

Примерно через час после прибытия стороны жениха, жена кавора выводит невесту и сажает ее за стол рядом с женихом, что также раньше не делаллось. После тостов за здоровье жениха и невесты начинается ритуал преподнесения ншана.

Священник освящал принесенные стороной жениха сладости, фрукты и обручальный подарок, после чего совершался основной акт обручения – передача ншана невесте.

Вносят подносы с подарками, которые так торжественно несли над головой, и начинается одаривание невесты Жених надевает невесте обручальное кольцо, будущая свекровь – золотые часики, а кавор – золотую цепочку или золотое кольцо с красивым камнем. Затем все пьют за «два цветка», т.е. за жениха и невесту.

В ответ жених благодарит и обещает сделать все, чтобы сбылись все пожелания счастливой жизни. Невеста благодарит молча, слегка наклонив голову, и передает свой бокал отцу

Если жених не участвовал в обручении, ншан невесте вручал священник или отец жениха, Если же и невеста не присутствовала на обручении, то ншан передавали ее матери.

После этого все танцуют и первой – жена кавора, пригласившая к танцу жениха и невесту, после них вступают и другие участники обряда.

По окончании танцев вновь провозглашаются тосты за счастье жениха и невесты, которые вскоре в сопровождении жены кавора уходят в отдельную комнату.

После ухода жениха и невесты веселье с песнями и танцами длится еще пять-шесть часов, а иногда и всю ночь.

В старину у армян Вайоц-дзора «ни невеста, ни жених не присутствовали на обручении-помолвке». Только иногда, например в Сюнике-Зангезуре и Джавахке, в конце церемонии невесту приглашали в комнату, где происходило обручение. Войдя с закрытым лицом, она по очереди обходила всех присутствующих.
Напротив, по сообщению Е.Лалаяна, в конце XIX-начале XX в.в. в Арцахе, Ганзаке и Борчалу, священник совершал акт обручения в присутствии молодых и жених сам надевал ншан невесте.

Через несколько дней после обручения жених вместе с одной из родственниц навещает невесту по приглашению ее родных. Это посещение называется ншанацтэс («свидание с обрученной»). Гости приносят всевозможные сладости и небольшие подарки для сестер невесты, ее мать готовит курицу, жарит яичницу и угощает будущего зятя, а принесенные им сладости раздает на следующее утро соседям.

Обычно в течение двух-трех дней жених ночует в доме невесты, а ее близкие родственники приглашают будущих молодоженов в гости, угощают, преподносят небольшие подарки.

За 15-20 дней до свадьбы отец жениха вместе с тремя-четырьмя близкими родственниками идет к кавору, чтобы получить его согласие на организацию свадьбы. Затем они отправляются в дом невесты, чтобы решить с ее отцом все организационные вопросы, касающиеся свадьбы – уточняются число и состав гостей, а также меню и т.д.

Для гостей готовят специальные пригласительные билеты, которые раздает молодежь.
Принявший приглашение обязательно должен прийти, а если не сможет быть на свадьбе, то пригласительный билет не берет.

В старину традиционные предсвадебные переговоры зачастую принимали характер откровенного торга, что нашло отражение даже в их названиях, например: «тур ев ар» («дай и возьми»), галан ктрел («определить выкуп»), hге ктрел («резать путь»), джанапар днелу («установить дорогу»), ктрвацк («условие).

Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.
В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е — начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

В Армении были приняты и другие способы сговора и обручения, происходившие обычно во время народных праздников, чаще всего летнего праздника Вардавар.

Этот вид обручения так и назывался — вардавари ншандрутюн. Юноша, обычно через своих товарищей, посылал понравившейся ему девушке яблоко, в которое она, в знак согласия, втыкала, (как, например, в Вайоц-дзоре) зернышко сушеной гвоздики и возвращала юноше.

В других районах, например в Гандзаке, в праздник Чсрдавар мать юноши, заранее получив согласие родителей избранной девушки, во время танцев набрасывала ей на голову красный платок и вручала яблоко с воткнутыми в него кольцом или серебряной монетой, а в карман насыпала немного сушеных фруктов.

В Арцахе и Сюнике бывало, что во время утренней службы в Вербное воскресенье какая-нибудь родственница юноши давала избранной девушке зажженную свечу, к которой было привязано кольцо, и одновременно набрасывала ей на голову красный платок.
С этого момента девушка считалась обрученной.

По народным представлениям нарушить обручение считалось позором для обоих семейств. После обручения оба семейства становились свойственниками – хнами и обязаны были с этого момента во всем помогать друг другу, особенно в хозяйственных работах.

Между ними начинался традиционный обмен подарками. Так, по большим праздникам из дома жениха в дом невесты, например в Сюнике, посылали в подарок хонча со сладостями, вином, водкой, фруктами, причем обязательно среди фруктов должны были быть яблоко или гранат, символизирующие плодородие.
На Пасху в дом невесты посылали крашеные яйца, сдобный хлеб, а также ягненка, которого закалывали у порога дома обрученной девушки в качестве пасхальной жертвы -ахар.
В Гандзаке в первые дни Великого поста из дома жениха посылали в дом невесты гату (обычно семь штук), приготовленную на постном масле, лоби, вареную картошку, вино.
В дом жениха на Пасху сторона невесты, в свою очередь, посылала крашеные яйца, фрукты и вино, а во время праздника Вардавар – гату, жареную курицу, молочную кашу, две порции яичницы (одну для жениха), а также собранные невестой в этот день цветы в
селах Арагацотна, либо со свадебным пиром, как в селах Джавахка.

От обручения до свадьбы устанавливались самые различные сроки — от 5-6 месяцев до нескольких лет, что бывало связано со слишком ранним возрастом жениха или невесты. Но обычно этот срок равнялся одному-двум годам, и в это время жених и невеста не имели права встречаться на людях, хотя тайные свидания допускались, и мать невесты, и ее сестры, и тетки по материнской линии были осведомлены об этом. В тайну не были посвящены только отец, братья и родственники невесты со стороны отца. Во время таких встреч мать невесты непременно готовила для будущего зятя яичницу, которая имела некое магическое значение.

Сегодня наблюдается тенденция к объединению этого обряда обручения либо со сговором, либо непосредственно со свадебной церемонией.

Традиционная армянская свадьба включала целый ряд обязательных предварительных обрядов. К их числу относилось, например, широко распространенное у многих народов купание как жениха, так и невесты, символизировавшее очищение перед свадьбой.

Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах (невесты и жениха). В старину невеста не участвовала в общем свадебном застолье ни у себя, ни в доме жениха. Ее место было в углу комнаты, за специальным занавесом, украшенным множеством амулетов, которые, по представлению народа, должны были уберечь девушку от сглаза и порчи. Сегодня, во время свадьбы невеста находится среди гостей, рядом с женихом.

При встрече новобрачных свекровь должна перекинуть через плечо каждого из них по лавашу, посыпать на их головы изюм, орехи, конфеты, и зерно. Иногда мать жениха дает им по ложке меда либо по кусочку шоколада и ставит на пороге своего дома под ноги две тарелки, принесенные из дома невестки. Согласно обычаю, первым разбить тарелку должен муж.

С ранних пор, большое значение придавалось целомудрию невесты. С целью удостовериться в нем, утром в дом приходили близкие родственницы. Поздравив молодую, они дарили ей яблоко, в которое были вставлены на ребро серебряные монеты, а ее матери, в знак подтверждения девственности дочери, с поздравлениями посылали зарезанную курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяка, перевязанную красной лентой. В наше время матери невесты отправляют только корзину красных яблок в знак подтверждения невинности невесты.

Традиционное приданое армянской невесты составляли: постель, ковер, хурджин, посуда, одежда, украшения, в основном серебряные, предметы туалета, сундук и мафраш для хранения приданого на сумму порядка 230-250 руб. – сумма для того времени не малая.

Послесвадебные обряды и обычаи

Продолжением свадебного цикла следует считать отправление приданного невесты (ожит, джехезе или бажинк). Срок отправления приданого различен в разных районах: в одних – до или во время свадьбы, в других – после свадьбы, часто приуроченный к празднику трндеза («стог у дверей») – праздник магического возрождения силы солнца, «сретение господне». В старину, 13 февраля, вечером, в церковной ограде зажигали большой костер, от которого зажигались костры на крышах домов. Молодежь перепрыгивала через них. Сейчас чаще всего в этом принимают участие молодые невестки.

К послесвадебному циклу относится и соблюдаемый в ряде мест глхалванк — обряд мытья головы невесты, который происходит обычно в первую же субботу после свадьбы. В дом зятя приглашается мать невесты, которая приносит с собой повседневную одежду дочери, а также мыло, расческу, полотенце. В настоящее время этот обряд теряет свой прежний смысл, поскольку в прошлом он означал свидание матери с дочерью, которые до этого дня не могли видеться.

Сегодня выявляются существенные отличия современной свадьбы от традиционной. Так, значительно сократилась продолжительность самой свадьбы (до трех, вместо семи дней), а также изменилось и время между обручением и свадьбой, равное всего одному месяцу.

Уже практически исчезли или потеряли свое содержание обряды религиозно-мистического характера. Например, магические действия жениха во время обряда «резания быка», охрана молодых от злых духов при помощи ножа или кинжала, вешание на столб дома, где живут родители юноши, расчески и половника с целью удачи в тот момент, когда в дом девушки отправлялись сваты, обряд «охоты жениха», когда он должен был с одного раза отсечь голову курице, посещение во время свадьбы могил умерших родственников, связанное с культом предков, обряд купания как жениха, так и невесты и т.д.

Многие из старых обрядов остаются теперь в качестве увеселительного зрелища. Например, сохраняются состязания, всевозможные преграды, многочисленные выкупы за невесту, денежное одаривание гостями семьи жениха, подарки невесте от лиц, приглашенных на свадьбу в дом ее родителей и т.д.

Сохраняется также в качестве обязательного обряд дарца, т.е. возвращения молодой невестки спустя некоторое время после свадьбы в дом своих родителей, прежде на месяц, а сейчас уже обычно дней на 15-20. В прошлом обычай «возвращения домой» совпадал с рождением ребенка. Сейчас дарц большей частью приурочивают к какому-нибудь празднику. Если невестка решает навестить родителей раньше установленного срока, то это считается плохой приметой – значит, долго в доме мужа она не проживет и снова вернется в родной дом.

Если в традиционной свадьбе жених и невеста иногда и вовсе отсутствовали во время свадебного торжества, находясь в отдельном помещении, то в современной свадьбе они занимают почетное место, к ним обращены многочисленные тосты присутствующих с добрыми пожеланиями счастливой жизни и.т.д.

В то же время кульминационный момент свадьбы – переход невесты в дом жениха (хапснаар) уже не обставляется множеством обрядов, как было раньше.

По-прежнему центральной фигурой армянской свадьбы остается кавор. Однако если раньше его «должность» передавалась по наследству по отношению к данной семье, то теперь кавором может быть любой, кто пожелает – близкий родственник либо товарищ.

Изменились несколько и его функции. Так, например, раньше он должен был выплачивать многочисленные откупы, выполнять различные обряды. Сейчас кавор обязан купить весь свадебный наряд для невесты, что раньше делала сторона жениха.

К счастью, из комплекса современной армянской свадьбы полностью исчезли т.н. «смотрины» (ахчиктэс), устраиваемые представительницами семьи юноши, которые сводились к довольно-таки оскорбительному осмотру девушки, на предмет выявления ее физических изъянов..

Новой чертой является также и то, что свадьба освободилась от душераздирающих причитаний матери, родственниц и подружек невесты. Правда, во время увоза невесты музыканты и сейчас, по традиции, играют грустную мелодию, но это уже не производит прежнего тяжелого впечатления.

Изменяются условия жизни – изменяются традиции. Характер традиции определяется характером жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера основных и вторичных потребностей, так и из условий их удовлетворения.

Сегодня в свадебных обрядах армян можно отметить проявление и строгое соблюдение основных этапов традиционной армянской свадьбы. Однако в каждом этапе есть и новые моменты, например: молодые сами принимают решение о вступлении в брак; мать юноши, а иногда и он сам участвуют в обряде сватовства; молодые присутствуют на свадебном пире.

Некоторые традиционные обряды становятся необязательными и поэтому постепенно исчезают; меняется временная приуроченность некоторых об рядов; сокращается круг обязанностей тех или иных свадебных персонажей.

Свадебному торжеству, как и прежде, дается большое значение, во время которого очень важную роль играют кавор и каворкин. Во время застолья непременно звучит армянская национальная музыка, а в угощения непременно входят традиционные армянские национальные блюда.

В современный свадьбах во время застолья так же до сих пор сохраняется такая традиция как «канч» («зов»), т.е. сбор денег, хотя в наши дни больше дарят золотые украшения.

Наряду с с некоторыми традиционными элементами, которые сохранились частично, в современных свадьбах присутствуют и новые элементы пришедшие зк нам из западных стран. Например, традиция, когда невеста бросает свадебный букет, или жених бросает своим дружкам подвеску; традиция, когда невесту и жениха при выходе из церкви осыпают лепестками роз и когда во время свадебного пира режут свадебный торт, тоже является преемственной.

Существуют так же новые традиции, которые возникли при адаптации старых. Например, сегодня мать жениха отправляется за будущей невесткой вместе с остальными, а мать невесты всегда присутствует при венчании дочери. Жених и невеста активно принимают участье в общих танцах и не скрывая радуются во время свадьбы. Появилась так же традиция на свадьбе дарить золотые украшения не только невесте, но и жениху.

Вообще «армянская свадьба» явление настолько уникальное, что рассказывать о ней можно сколь угодно долго – столько здесь присутствует всяких различных нюансов и оттенков. Поэтому остановимся на написанном. Желающие ознакомиться поподробнее со свадебными традициями конкретных мест, могут обратиться за разъяснениями к своим старейшинам или священнослужителям данной местности

Смотрите также:

26-09-2010, 21:08 Комментарии (10)
#1 написал: Лина (27 февраля 2012 12:10)

Цитата:
« У армян, в прошлом, как и у других народов Кавказа, был широко распространен сговор между родителями относительно обручения младенцев или малолетних детей, а иногда даже еще неродившихся детей».

Позвольте сделать замечание автору статьи. Армяне — не кавказский народ. Армяне — индоевропейский народ предки, которых были арийцы. Армения- Армянское нагорье.

ICQ: — [цитировать]
#2 написал: Рузанна (6 октября 2012 16:11)
ICQ: — [цитировать]
#3 написал: Ирина Викторовна (11 мая 2016 13:41)
ICQ: — [цитировать]
#4 написал: CZW hao (21 января 2017 08:53)
ICQ: — [цитировать]
#5 написал: SergeyOpenko (4 марта 2017 08:33)
ICQ: — [цитировать]
#6 написал: JesseGoM (27 июня 2019 15:38)

Техосмотр онлай во всех городах России.
Диагностическая карта для осаго, за 430р на все категории (A,B,C,D)
Часто задаваемые вопросы клиентов dkregru.ru

Что такое Диагностическая карта
Это бланк формата А4, на котором в виде таблицы указаны все результаты проверки авто. Проверка работоспособности касается всех систем, влияющих на безопасность управления транспортным средством. Единого вида (стандарта) этой карты нет, государство регулирует только ее содержание, которое обязательно должно быть одинаковым. Карта может быть выдана письменном или в электронном виде. Карта изготавливается в 2-х экземплярах, одна карта остается у технического эксперта СТО, а вторая — отдается автовладельцу. Результаты проверки также отправляется в ЕАИСТО. Срок хранения карты у эксперта составляет три года, в информационной системе — 5 лет.

Срок действия диагностической карты
Для транспортов, осуществляющих пассажирские перевозки — 6 мес., для ТС, возраст которых менее 7 лет — 2 года, для остальных машин — 1 год.

Какие гарантии, что это не подделка
Вы можете проверить наличие Диагностической карты техосмотра на автомобиль в единой базе ЕАИСТО ГИБДД. Мы дорожим своей репутацией и поэтому работаем так, чтобы наши клиенты возвращались к нам на следующий год, рекомендовали своим знакомым как надежный и удобный сайт для оформления ТО

Оценить